Актуальные аспекты организации идеологической и воспитательной работы

Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

«Актуальные аспекты организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионального образования

в 2015/2016 учебном году»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1. Программно-планирующая документация воспитания

3.2. Осуществление аналитической деятельности. Предоставление статистической информации

3.3. Совершенствование экспериментальной и инновационной деятельности

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

4.1. Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание

4.2. Актуализация информационного пространства воспитательной работы. Использование информационных технологий

4.3. Организация работы с одаренными учащимися

4.4. Взаимодействие с молодежными общественными объединениями. Ученическое самоуправление. Развитие организаторских и лидерских способностей

4.5. Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения.

4.6. Профилактика противоправного поведения

4.7. Взаимодействие с семьей, подготовка к будущей семейной жизни

4.8. Повышение эффективности деятельности социально-педагогической и психологической службы

4.9. Организация идеологической и воспитательной работы в общежитии

4.10. Организация профориентационной работы

4.11. Кадровое обеспечение

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

VI. ПРИЛОЖЕНИЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Воспитательная работа в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования (далее – УПТО и УССО) определяется основными направлениями государственной молодежной политики, формированием открытого образовательного пространства, активным вовлечением молодежи в социально значимую деятельность.

Важное значение необходимо уделять вопросам повышения информированности учащихся учреждений общего среднего образования, родителей и общественности о привлекательности рабочих профессий. Для осуществления ранней профориентации школьников с возможностью освоения полученных навыков на практике и основ профессиональной подготовки целесообразно использовать опыт проведения чемпионата профессионального мастерства среди школьников по программе JuniorSkills, в которой принимают участие школьники в возрасте 10-17 лет. Данное направление нацелено на создание новых возможностей для профориентации, популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа рабочих профессий среди молодежи, а также освоение современных профессиональных компетенций школьниками на основе инструментов WorldSkills с опорой на передовой опыт.

Год молодежи – это год ответственности молодежи перед государством и большое доверие к молодым гражданам со стороны руководства страны. Приоритетным направлением работы должно стать реальное включение учащейся молодежи в деятельность по формированию позитивных ценностей, приобретение опыта управленческой деятельности, развитие лидерских качеств обучающихся при активном привлечении к этой деятельности ОО «БРСМ». Организуя воспитательный процесс в новом учебном году, педагогическим работникам следует особое внимание обратить на формирование у учащейся молодежи социального оптимизма и гражданской зрелости, умения взвешенно и объективно давать оценку событиям, происходящим в стране, обществе.

Основные направления идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования определяют Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, методические рекомендации «Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования» (РИПО, 2013).

В рамках празднования 75-летия системы профессионально-технического образования целесообразно организовать мероприятия, освещающие не только историю развития ПТО, но и подчеркивающие значимость и привлекательность профессионального образования в современных экономических условиях. Праздничные мероприятия должны включать проведение акций по оказанию помощи ветеранам системы ПТО, конкурсов альбомов «Они работали в нашем учреждении образования», реализацию проектов «Знаменитые выпускники», организацию выставок, ярмарок «С профессией – в будущее!», круглых столов, конференций и др. В целях профориентации необходимо предусмотреть приглашение на праздничные мероприятия учащихся учреждений общего среднего образования.

II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Социальная, воспитательная и идеологическая работа в учреждениях профессионального образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.

В информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь размещен тематический банк данных правовой информации «Образование», который содержит систематизированные по разделам нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере образования. Данный банк данных имеет раздел «Воспитание в системе образования», предоставляющий доступ к перечню нормативных правовых актов по вопросам воспитания.

Нормативные правовые акты, инструктивно-методические и иные материалы по вопросам воспитания также доступны на сайте Министерства образования (http://edu.gov.by, раздел «Система образования»: вкладки «Управление социальной, воспитательной и идеологической работы», «Управление по делам молодежи», «Управление профессионального образования», «Дополнительное образование», «Поддержка одаренной молодежи»), учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (http://ripo.unibel.by, раздел «Идеология и воспитание»).

Таким образом, при организации воспитательной деятельности необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, размещенными в официальных источниках. В приложении 1 к инструктивно-методическому письму содержится перечень нормативных правовых документов и информационно-аналитических материалов по актуальным направлениям организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования.

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1. Программно-планирующая документация воспитания

Ведение программно-планирующей документации по идеологической и воспитательной работе и включает Программу воспитательной работы учреждения образования сроком на пять лет, содержащую цели, задачи, основные направления, формы и методы воспитания обучающихся с учетом особенностей, потребностей и интересов обучающихся в учреждении образования и План воспитательной работы учреждения образования на текущий учебный год, разработанный на основе программы воспитательной работы учреждения образования, отражающий мероприятия по реализации основных направлений воспитания, сроки, место их проведения, участников, лиц, ответственных за их проведение. Документы утверждаются руководителем учреждения образования.

На областном, районном (городском) уровнях разрабатывается Комплексная программа воспитания детей и учащейся молодежи сроком на пять лет и утверждается соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

Идеологическая и воспитательная деятельность планируется с учетом основных направлений молодежной государственной политики, воспитательных возможностей региона и специфики учреждения образования, результатов мониторинга. При планировании воспитательной работы необходимо уделять внимание наиболее острым проблемам в молодежной среде при определении цели, задач, совершенствовании содержания, форм и методов идеологической и воспитательной работы. С этой целью рекомендуется использовать методические рекомендации «Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования» (РИПО, 2013 г.), которые определяют содержание и формы воспитательной работы в учреждениях образования.

3.2. Осуществление аналитической деятельности. Предоставление статистической информации

В новом учебном году необходимо продолжить работу по изучению качества воспитательного процесса и развития личности учащихся УПТО и УССО. Результаты мониторинга уровня воспитанности учащихся и системы воспитания в учреждении профессионального образования должны стать основой для постановки целей, конкретизации задач, планирования и совершенствования содержания идеологической и воспитательной работы с учащейся молодежью. Данные мониторинговой деятельности должны обеспечить более тесную интеграцию воспитательного и учебного процессов, возможность уделять первоочередное внимание освещению актуальных вопросов и проблем жизнедеятельности коллектива учреждения образования.

С целью совершенствования системы идеологической и воспитательной работы, принятия своевременных управленческих решений особое внимание необходимо уделить аналитической деятельности, включающей систематический сбор и обработку информации и качественный анализ процесса воспитания, позволяющий сделать прогноз состояния воспитательной системы. Результаты мониторинга позволяют изучить соответствие цели и содержание процесса воспитания; способствуют разработке и эффективному применению воспитательных стандартов; оценить эффективность традиционных и инновационных форм и методов воспитания.

В целях анализа динамики формирования личности учащегося и результативности воспитывающей деятельности учреждениям образования рекомендуется развивать базы данных результатов мониторинга, используя методические рекомендации«Планирование и организация изучения качества воспитательного процесса в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования» (РИПО, 2013 г.).

В 2015/2016 учебном году в целях научно-методического обеспечения воспитательного процесса планируется организация и проведение республиканского семинара-практикума «Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в учреждениях профессионального образования: проблемы и пути решения» для заместителей директоров по воспитательной работе учреждений ПТО и ССО на базе учреждения образования «Слуцкий государственный колледж» в апреле 2016 года.

На базе Республиканского института профессионального образования (далее – РИПО) будет продолжена работа РУМО педагогических работников по актуальным проблемам воспитания (заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов социальных, педагогов-психологов), а также работа консультационных центров для молодых специалистов в области воспитания, социально-педагогического и психологического сопровождения учащейся молодежи.

В целях повышения качества идеологической и воспитательной работы следует активно использовать интернет-ресурсы Республиканского портала «Профессиональное образование» (www.ripo.unibel.by: web-сайт «Идеология и воспитание»): методические материалы и рекомендации для всех субъектов воспитательного процесса; электронный журнал «Воспитание, личность, профессия» (21 выпуск), материалы виртуального семейного клуба «Радуга», Дистанционного консультативного пункта для учащихся, родителей и педагогов по правовому просвещению, профилактике торговли людьми, а также материалы комплексного методического обеспечения воспитательной работы (по 12 основным направлениям воспитания), которые аккумулированы в методическом кабинете центра научно-методического обеспечения воспитательной работы Республиканского института профессионального образования (200004, г.Минск, ул.К. Либкнехта, 32).

 

3.3. Совершенствование экспериментальной и инновационной деятельности

С целью повышения качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования необходимо активное внедрение экспериментальных и инновационных проектов на основе лучших практик воспитания. Апробация экспериментальных проектов осуществляется по актуальным направлениям воспитания: воспитание патриотизма у учащихся средствами краеведения; развитие информационно-воспитывающей среды в учреждениях профессионального образования; формирование национального самосознания учащихся средствами внеучебной деятельности; развитие самоуправления в учебной группе; формирование профессиональной направленности и культуры труда будущих рабочих; профилактика наркопотребления, развитие волонтерского движения; формирование ценностного отношения к семейной жизни у учащихся; формирование ключевых компетенций в области устойчивого развития у учащихся; развитие робототехники в области дополнительного образования детей и молодежи.

Реализация экспериментальной деятельности в области воспитания направлена на достижение положительного результата воспитания, максимального эффекта развития при выявлении конкретных резервов для его совершенствования. Современные воспитательные технологии качественно меняют цели и характер воспитания, способы взаимодействия участников образовательного процесса, активизируют процессы их саморазвития и профессионального становления.

По результатам апробации экспериментальных и инновационных проектов формируется банк лучших практик воспитания, размещенных на сайте «Идеология и воспитание» Республиканского портала «Профессиональное образование», которые также публикуются в электронном журнале «Воспитание. Личность. Профессия» (www.ripo.unibel.by: web-сайт) и сборниках методических материалов.

 

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

4.1. Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание

Обеспечение высокой эффективности идеологической работы с учащейся молодежью – одна из актуальных задач, стоящих сегодня перед педагогическими коллективами учреждений образования. Целью идеологической работы с учащейся молодежью в современных условиях является привитие учащейся молодежи основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи в развитии и укреплении государства.

В связи с предстоящими выборами Президента Республики Беларусь необходимо активизировать идеологическое воспитание молодежи в условиях подготовки к избирательной кампании, общегосударственным мероприятиям. Необходимо стимулировать молодежь к участию в республиканских марафонах молодых избирателей «Сделай свой выбор!», «Выбор молодых. Наше будущее»; организовать постоянно действующие ученические инициативные штабы из числа членов ОО «БРСМ», профсоюзной организации, органов ученического самоуправления. Необходимо повысить потенциал информационных, воспитательных часов, средств массовой информации, наглядной агитации (уголки «Молодого избирателя»), отражающих основы избирательного законодательства Республики Беларусь, научные, спортивные, культурные достижения нашей страны. Важно, чтобы содержание информационных материалов было актуальным, достоверным, убедительным, притягательным для молодежи.

Особую важность в ходе реализации идей идеологического воспитания приобретает формирование у учащихся уважительного отношения к государственной символике, знание государственного гимна. Учреждениям образования следует обратить особое внимание на оформление и место размещения уголков государственной символики, следует руководствоваться Законом Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» от 05.07.2004 N 301-З (ред. от 28.12.2009) и методическими рекомендациями «Об использовании государственной символики в учреждениях образования». Использование внешней атрибутики и символики должно быть направлено на формирование авторитета и уважения к государственным символам Республики Беларусь, понимание их роли и значения в системе идеологических ценностей государства.

Повышению качества работы УПТО и УССО по идеологическому воспитанию будет способствовать внедрение новых, интерактивных форм работы, таких как виртуальные форумы (с использованием видеоконференц-связи, в форме «чата» и др.), фокус-группы с участием государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Необходимо продолжить работу по организации мероприятий в учреждениях профессионального образования республиканской акции ”Я – грамадзянін Беларусі”. Важно, чтобы все воспитательные мероприятия были направлены на формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национального самосознания учащихся.

Серьезным информационным ресурсом воспитательной работы являются республиканские выставки научно-методической литературы и педагогического опыта. В прошедшей 28-29 апреля 2015 года XVI республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи приняли участие 236 учреждений профессионально образования республики, которые представили 649 методических материалов.

В рамках выставки были организованы мастер-классы, выставки положительного педагогического опыта, творческих работ учащейся молодежи, экспозиции, посвященные 75-летию системы профессионально-технического образования республики, фейерверк педагогических идей «Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее!», заседание фокус-группы «Формирование правовой компетентности учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования». Искусство национальных ремесел, технологии современного производства, декоративно-прикладное, художественное, техническое творчество учащейся молодежи было представлено в работе 30 мастер-классов. Лучший педагогический опыт, представленный на выставке, будет отражен в методических материалах и изданиях, которые выпускает РИПО.

При организации работы целесообразно использовать сборник методических материалов «Формирование активной гражданской позиции учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования» / сост.: Л.И. Змитрачкова, Г.П. Юрьян; под ред. О.С. Поповой, Ю.В. Емельяненко. - Минск: РИПО, 2015. –235с.

С целью придания нового импульса работе по формированию патриотических качеств личности в современных условиях необходимо активнее вовлекать молодежь в реализацию социально значимых проектов, деятельность общественных молодежных организации, объединений, в частности, в ряды членов ОО «БРСМ», органов ученического самоуправления.

Попробовать свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в учебной группе, учреждении образования, городе) – озеленить территорию учреждения образования, сохранить или восстановить памятники, водоемы, парки, сады; оказать помощь социально незащищенным слоям населения; поучаствовать в профилактике негативных явлений. Данная деятельность позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности для проявления своей гражданской позиции, ответственности, воспитывает такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение. Особое внимание необходимо уделить участию в программах и проектах по сохранению памятников культуры, охране окружающей среды, республиканской благотворительной акции «Восстановление святынь Беларуси».

Мощным воспитательным ресурсом в формировании гражданско-патриотического воспитания учащихся обладает музей, сохраняющий и транслирующий исторические, политические и социальные ценности белорусского народа. Необходимо развивать имеющиеся и создавать новые музеи, музейные комнаты, организовывать посещение учащимися священных для белорусского народа мест, государственных музеев Республики Беларусь.

В широком спектре развития музейной педагогики в учреждениях профессионального образования большое распространение получили музеи и музейные экспозиции истории учреждений образования, этнографические, музеи боевой славы, декоративно-прикладного искусства, историко-краеведческие, экологические, музеи профессионального образования. Значительно расширяют рамки традиционного музея виртуальные его формы: «музей-экспозиция», «музей-мастерская», «музей-театр», «музей-игровое пространство, досуговый центр».

В рамках мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в новом учебном году следует уделить внимание организации в учреждениях образования мероприятий, посвященных Дню знаний, а также Дню белоруской письменности, празднование которого в текущем году пройдет в г.Щучине Гродненской области.

Сотрудничество с Белорусской Православной Церковью осуществляется на основе Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 годы по таким направлениям как: духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся; милосердие и благотворительная деятельность; ознакомление с историческим и культурным наследием; забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры; поддержка семьи, детства; профилактика правонарушений, девиантного поведения учащихся и студентов; работа с неблагополучными семьями, сиротами, беспризорными и безнадзорными детьми. Целесообразно включить в планы работы учреждений профессионального образования мероприятия, направленные на воспитание духовно-нравственной культуры личности («В чем смысл жизни?», «Семья – высочайшая ценность. Отцовство и материнство», «Мир нуждается в милосердии» и др.).

4.2. Актуализация информационного пространства воспитательной работы. Использование информационных технологий

Эффективным средством идеологического воспитания является создание информационного пространства воспитательной работы. Значимым информационным ресурсом воспитательного процесса является web-сайт учреждения образования,основная функция которого  информирование о деятельности учреждения образования. Необходимо обратить внимание на содержательное наполнение сайтов, регулярное обновление новостной ленты, размещение анонса предстоящих мероприятий.

Независимо от формы, стиля и конструктивных особенностей сайт учреждения образования должен иметь удобную навигацию, быть интересным и содержательным. Вся информация об идеологической и воспитательной работе должна находиться в шаговой доступности, привлекать обучающихся, заинтересовывать их, вызывать желание присоединиться к молодежным акциям, принять участие в культурно-досуговых мероприятиях, высказать свои идеи, убеждения. При этом администрации учреждений образования необходимо осуществлять постоянный контроль за функционированием web-сайта, проводить предварительную экспертизу размещаемой на нем информации.

В УПТО и УССО республики накоплен немалый опыт по использованию информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе: по созданию совместно с учащимися видеоклипов, мультимедийных презентаций, электронных газет с освещением актуальных проблем жизни, проведение радио- и телечасов, виртуальных конкурсов, турниров, создание электронной методической библиотеки для кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения и многое другое.

Педагогические работники должны применять средства Интернет-ресурсов для осуществления процесса воспитания, используя электронную почту, социальные сети, Skype, блоги и т.д. При наличии таких ресурсов в учреждении образования появляется возможность внедрения интерактивных форм работы с молодежью: интернет-марафонов, интернет-конференций, интернет-проектов и др.

Особое внимание необходимо уделять информационным стендам, содержание которых должно систематически обновляться в соответствие с требованиями времени («Наша жизнь», «Уголок правовых знаний», «Профсоюзная жизнь», ОО «БРСМ», «Органы самоуправления», «Вестник СППС», «За здаровы лад жыцця», «Твой выбор сегодня» и др.).

4.3. Организация работы с одаренными учащимися

Современная экономика, ориентированная на обширное применение высоких технологий, предъявляет новые требования к качеству подготовки специалистов, которые должны обладать нестандартным мышлением, вносить новое содержание в производственную и социальную жизнь, уметь ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Именно одаренная и талантливая молодежь в скором будущем обеспечит интенсивное социально-экономическое развитие республики, займет ключевые позиции в науке, экономике, искусстве.

Повышения эффективности работы с одаренными учащимися учреждений профессионального образования можно достичь при условии решения комплекса задач, направленных на формирование компетенций и внедрение современных образовательных технологий, усиление роли социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС).

Одним из важнейших направлений воспитательной работы в УПТО и УССО в новом учебном году является создание воспитывающей среды, адекватной реальным интересам и потребностям личности. Практика организации внеучебной деятельности подтверждает, что оптимальными ее формами являются активные формы, в основе которых реализуется инициатива и практическое участие каждого учащегося: творческие клубы, объединения, включение в воспитательный процесс диалогических и дискуссионных форм работы, организация научно-исследовательской и проектной деятельности.

Актуальность приобретает дистанционное обучение одаренных учащихся: организация различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ. Важным направлением работы с одаренными учащимися средствами информационных технологий станет создание на сайтах учреждений образования страничек, презентующих персональные достижения обучающихся.

Особое значение сегодня имеет целостность и преемственность в работе с одаренной молодежью на разных ступенях образования: в системе «школа – УПТО, УССО – УВО – послевузовское образование – трудоустройство». В качестве важнейших задач следует выделить необходимость создания совместного с преподавателями, педагогами специализированных учреждений образования, работающих с одаренными детьми, опыта проведения разнообразных организационно-методических мероприятий: семинаров, конференций, открытых занятий, конкурсов, олимпиад, диспутов, мастер-классов. Учреждениям профессионального образования рекомендуется обеспечить одаренному выпускнику такое первое рабочее место, где он сможет в полной мере реализовать свой потенциал, применить свои способности, знания и умения.

Целесообразным является совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, позволяющей готовить педагогов к работе с одаренными учащимися. Современный педагог должен не только успешно ориентироваться в актуальных направлениях своей предметной области, но и быть компетентным в развитии педагогики нового времени – педагогики творчества.

Успешность воспитания одаренных учащихся в 2015/2016 учебном году будет определяться теми факторами, которыми характеризуется современное учреждение образования: информационные ресурсы, кадровый потенциал педагогов, инновационные технологии.

4.4. Взаимодействие с молодежными общественными объединениями. Ученическое самоуправление. Развитие организаторских и лидерских способностей

Задача системы профессионального образования состоит в том, чтобы воспитать специалиста, способного к организаторской деятельности, инициативного, творческого, умеющего нести ответственность не только за себя, но и за коллектив. В решении этой задачи в новом учебном году УПТО и УССО следует более активно использовать потенциал молодежных общественных организаций, ученического самоуправления. Важно, чтобы вся жизнь учащихся стала школой гражданского и нравственного становления, активного участия их в общественной жизни страны.

Одна из форм представительства интересов молодежи – деятельность молодежных общественных объединений. Важным направлением государственной молодежной политики на республиканском и региональном уровнях является развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через ее участие в деятельности молодежных общественных объединений. Должны создаваться все условия для реализации молодежных инициатив. Учреждения образования должны тесно сотрудничать с общественным объединением «Белорусский республиканский союз молодежи», иными организациями, включенными в Республиканский реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, организовывать и проводить совместные мероприятия, акции, развивать волонтерскую и добровольческую деятельность. Первичным организациям ОО «БРСМ» сегодня целесообразно направить усилия на вовлечение молодежи в социально значимую деятельность, приобщение ее к активным занятиям физической культурой и спортом, на пропаганду здорового образа жизни, искоренение пьянства, наркомании, преступлений и правонарушений в молодежной среде.

Роль ученического самоуправления в настоящее время необходимо рассматривать и как средство подготовки активных граждан, и как форму воспитания нравственных качеств учащихся. В УПТО и УССО сложилась определенная структура ученического самоуправления, включающая совет учреждения образования, ученический комитет, совет общежития, советы учебных групп, совет по нравственно-правовым и социальным вопросам и др. Новый подход к пониманию сущности ученического самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Эффективность работы органов ученического самоуправления должна определяться не только количественными, но и качественными критериями (наличие нормативных документов, регламентирующих деятельность, наличие планов работы, регулярность проведения заседаний, степень активности членов самоуправления, рост числа членов актива, работа с лидерами, количество и качество проектов, акций, социально значимых дел).

В системе ученического самоуправления велика роль коллектива учебной группы и ее ответственности за дисциплину, труд, утверждение нравственных позиций личности и коллектива, формирование личности специалиста, гражданина, патриота. Необходимо обеспечить организацию учебы актива органов ученического самоуправления, повышение мастерства педагогов по организации работы с активом; активизировать работу по формированию позитивного общественного мнения о деятельности ученического самоуправления, привлекать к этому заинтересованную родительскую и педагогическую общественность.

Для формирования личности специалиста и руководителя среднего звена необходимо наличие организаторских и лидерских качеств, таких как самостоятельность, инициатива, способность анализировать и творчески мыслить и т.д. С этой целью в учреждениях профессионального образования целесообразно продолжить работу по созданию условий для эффективной координации деятельности молодежных общественных объединений, органов ученического самоуправления, развития организаторских и лидерских способностей:

- организация кружков, клубов «Лидер», «Школа лидера», а также работы актива первичной организации ОО «БРСМ», профсоюзной организации, Совета учащихся с использованием методики «Равный обучает равного»;

- проведение коррекционно-развивающих занятий по развитию лидерских качеств учащихся (сборник коррекционных программ «Профессионально-личностное развитие учащихся», РИПО, 2013);

- планирование и проведение мероприятий с использованием новых и интересных для молодежи форм работы: флешмобов, «информ-дайджестов» («Стань лидером за 90 дней», «Меняю реальность», «Первый шаг к успешному будущему», «Лидер Party»), конкурсы социальных роликов по актуальным проблемам и др.

Введенная в действие система самоуправления в учреждениях профессионального образования предполагает наличие среди учащейся молодежи лидеров с позитивными установками. Задача специалистов СППС заключается в выявлении учащихся с лидерскими задатками, развитии их активности и инициативности, помощи в адаптации к окружающей социальной среде, в повседневной жизни.

4.5. Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения

Приоритетными задачами формирования культуры здорового образа жизни являются: расширение круга знаний учащейся молодежи о принципах и правилах укрепления и сохранения здоровья, оценка результатов работы по формированию культуры здоровья. Для развития мотивации здорового образа жизни важно формировать убеждения человека. Здоровье в системе ценностных ориентаций должно занимать одно из ведущих мест, так как культура здорового образа жизни – это осознанное, ежедневное выполнение здоровьесберегающих норм и правил, умение предвидеть влияние результатов своих действий на собственное здоровье и здоровье окружающих людей.

В связи со сложившейся неблагоприятной ситуацией употребления наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов в молодежной среде особое внимание в УПТО и УССО необходимо уделить профилактике наркопотребления среди учащихся. При организации мероприятий профилактического характера необходимо активно привлекать к сотрудничеству руководителей и специалистов учреждений здравоохранения, спортивных клубов, специалистов многопрофильных центров по работе с детьми и молодежью по месту жительства, общественных организаций и работников средств массовой информации.

В целях повышения эффективности мер по снижению распространения табакокурения, алкоголизма, профилактики потребления наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, формированию у учащихся устойчивого негативного отношения к данным видам зависимого поведения специалистам СППС целесообразно обеспечить планирование и проведение комплекса мероприятий:

- тематические профилактические дни, недели, декады, месячники («Всемирный день отказа от курения» (третий четверг ноября), «Всемирный день здоровья» (7 апреля), «Всемирный день без табака» (31 мая));

- акции, флешмобы, конкурсы, выставки работ на темы: «Мы выбираем ЗДОРОВЬЕ», «Грани моего Я», «СТОП СПАЙС!», «Твой последний билет в ЗОЖ», «Нет алкоголизму и наркомании»;

- информационные, кураторские и воспитательные часы на темы: «ЗОЖ: Залог Отличной Жизни!», «Наркотикам нет места в наших жизнях», «Сломанные жизни» и т.д.;

- обучающие семинары, диспуты, ток-шоу, круглые столы: «Рука помощи», «Вместе мы справимся» с приглашением специалистов (врачей-наркологов, психологов, психотерапевтов, сотрудников МВД);

- организация работы факультативных занятий, направленных на профилактику распространения наркомании и потребления психотропных веществ;

- разработка, тиражирование и внедрение информационных материалов по распознанию факторов зависимого поведения и алгоритма действий всех участников образовательного процесса при их выявлении.

Специалистам СППС учреждений профессионального образования необходимо особое внимание уделять вопросам повышения педагогической культуры и информированности родителей: обучения распознаванию симптомов никотиновой, алкогольной, наркотической зависимостей; умению оказать своевременную и эффективную помощь; информирования о последствиях употребления психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

Необходимо информировать родителей о работе специалистов психоневрологических диспансеров, центров пограничных состояний, наркологических центров и общественных организаций, которые могут оказать качественную, квалифицированную помощь (в том числе, анонимную). Данную информацию можно размещать на стендах и сайтах учреждений образования. В целях более тесного взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся, проживающих в удаленных от учреждения образования регионах, следует практиковать дистанционные формы работы, размещать рекомендации, памятки, программы и другие материалы в специальной рубрике («Родителям», «Советы психолога», «СППС информирует») на сайте учреждения образования, отправлять сообщения родителям по электронной почте, общаться в чате или по Skype и д.т.

В 2015/2016 учебном году будет продолжена работа по реализации Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 гг., Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2011-2015 гг. и др. (Приложение 1). Администрации, педагогическим работникам учреждений образования необходимо обеспечить неукоснительное выполнение приказа Министерства образования Республики Беларусь от 27.09.2011 г. № 599 ”О дополнительных мерах по профилактике и пресечению курения в учреждениях образования».

В план идеологической и воспитательной работы УПТО и УССО необходимо включить проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися: «Олимпизм и молодежь», «Неделя спорта и здоровья», участие в республиканских профилактических акциях «Спорт против СПИД», днях здоровья. В целях реализации мероприятий Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2011-2015 годы в учреждениях ПТО и ССО рекомендуется создание комнат, галерей, аллей спортивной славы.

В 2015/16 учебном году основными направлениями формирования здоровьесберегающего пространства должны стать:

- создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня информированности педагогических работников, учащихся и их родителей о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения. Информация должна быть обязательно ориентирована на целевые группы и учитывать интересы аудитории;

- «обучение здоровьесбережению» – комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность всех заинтересованных субъектов, направленная на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни отдельных людей и общества в целом. Информация должна быть подкреплена личной заинтересованностью, что особенно важно в отношении молодежи, находящейся в зоне риска;

- профилактическая работа по снижению распространённости курения и потребления табачных изделий, алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

- побуждение учащихся к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Реализация на практике указанных положений будет способствовать формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья населения – важнейшего богатства страны и каждого человека.

4.6. Профилактика противоправного поведения

Перед учреждениями образования стоит задача создания действенных механизмов профилактики предупреждения преступности путем вовлечения учащихся, состоящих на профилактическом учете в комиссиях и инспекциях по делам несовершеннолетних, в разнообразные сферы занятости, организацию различных форм досуга молодежи: объединения по интересам, спортивные секции и др. В целях более активного привлечения юношей и девушек к участию в правоохранительном движении целесообразно создание отрядов охраны правопорядка, оперативных молодежных отрядов дружинников – добровольных формирований учащихся, а также организация соревнований по военно-прикладным видам спорта в честь Дня защитника Отечества, Дня Вооруженных Сил. Необходимо активизировать деятельность Советов профилактики правонарушений УПТО и УССО, совершенствовать их организационно-методическое обеспечение.

В связи со вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 года № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» специалистам СППС необходимо довести содержание данного документа до сведения всех участников образовательного процесса. Педагогам социальным необходимо разместить информацию с комментариями основных положений Декрета в Уголках правовых знаний, на информационных стендах, сайтах учреждений образования и других местах.

В целях повышения эффективности реализации системы воспитательно-профилактической работы в учреждениях ПТО и ССО необходимо:

- организовать участие руководителей и педагогических работников (не реже одного раза в полугодие) в региональных мероприятиях с участием субъектов профилактики правонарушений, представителей средств массовой информации по вопросам профилактики правонарушений, совершаемых гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

- планировать и осуществлять работу совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на календарный год в соответствии с Положением о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе и в летний период:

- предусмотреть различные формы занятости несовершеннолетних учащихся, в том числе склонных к девиантному поведению, находящихся в социально опасном положении, в составе студенческих отрядов, трудовых бригад, во взаимодействии с региональными органами по труду, занятости и социальной защите, предприятиями и организациями, общественными организациями и объединениями;

- при проведении информационных и воспитательных мероприятий продолжить практику эффективного изучения основ безопасности жизнедеятельности населения, в том числе правил поведения и реагирования при угрозе и совершении актов терроризма, экстремизма, а также вопросов обеспечения безопасности бытовой и профессиональной деятельности;

- продолжать работу по поддержке и развитию правоохранительного движения, молодежных отрядов охраны правопорядка, молодежных инициативных групп, вовлечению в работу несовершеннолетних, в том числе состоящих на профилактическом учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

В рамках реализации Плана мероприятий по правовому просвещению граждан на 2011-2015 годы (утверждено Распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 3 декабря 2010 г № 177) в учреждениях ПТО и ССО в 2015/2016 году необходимо:

- создать условия по обеспечению доступа к государственным информационно-правовым ресурсам, содержащим эталонную правовую информацию, в том числе интернет-ресурсам;

- проводить декады правовых знаний («А ты знаешь законы своей страны?», «Измени жизнь к лучшему – начни с себя!», «Я и мое право жить достойно!» и др.); интеллектуальные ток-шоу («Правовые дебаты», «Сотвори себя сам»); тренинги по формированию навыков безопасного поведения («Как поступить?», «Умей сказать «Нет!»); деловые игры («Я поступаю на работу», «Консультация у юриста»); правовой «ликбез» («Способы и средства самозащиты от противоправных посягательств», «Ответственность правонарушителей», «Кто может защитить ваши права?») и др.

4.7. Взаимодействие с семьей, подготовка к будущей семейной жизни

Актуальными задачами воспитательного процесса является взаимодействие с родителями и иными законными представителями по вопросам воспитания и развития личности учащегося, поддержки благополучия в семьях, раннего выявления признаков ненадлежащего воспитания и содержания детей, устранения причин и условий неблагополучия, содействия осознанию учащимися ценностей семьи и родительства.

В 2015/2016 учебном году необходимо обратить внимание на создание в учреждении образования условий для активной деятельности родителей, развитие работы родительских университетов, клубов, внедрение форм дистанционного общения и оказания оперативной психологической помощи и социально-педагогической поддержки через официальные интернет-сайты учреждений образования, web-конференции и родительские собрания в режиме он-лайн.

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении необходимо активизировать работу по реализации социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, приведших к признанию несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите.

Вопросы организации и повышения эффективности взаимодействия учреждений ПТО и ССО с семьей должны быть отражены в планах идеологической и воспитательной работы, индивидуальных планах защиты прав и законных интересов обучающихся, находящихся в социально опасном положении, планах работы СППС, совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, журналах куратора учебной группы, журналах воспитателя общежития.

В целях формирования у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позитивного опыта жизни в семье, поддержания и укрепления родственных связей, создания условий для подготовки к самостоятельной жизни и социальной адаптации осуществлять патронатное воспитание в отношении данных учащихся согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь 28 июня 2012 г. № 596 «Об утверждении Положения о патронатном воспитании». При заключении патронатного договора необходимо учесть желание учащегося посещать патронатного воспитателя. Сроки пребывания учащегося в семье патронатного воспитателя определяются в соответствии с особенностями организации образовательного процесса в учреждении. Своевременно, не позднее дня убытия ребенка к патронатному воспитателю, издавать приказ о передаче учащегося, в котором устанавливаются объем средств, выделяемых на питание учащегося, определять работников учреждения, на которых возлагается контроль за условиями жизни и воспитания ребенка в семье патронатного воспитателя, сроки предоставления отчета о результатах контроля руководителю учреждения. Рассматривать результаты контроля о пребывании учащегося у патронатного воспитателя рекомендуется не реже 1 раза в квартал на заседаниях совета по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

После окончания обучения в течение двух лет необходимо осуществлять сбор сведений о жизнеустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При необходимости во взаимодействии с иными субъектами постинтернатного сопровождения необходимо реализовывать меры по оказанию помощи в социальной адаптации в обществе данных выпускников (согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2013 №433 «Об утверждении Положения о постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

В рамках реализации Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы и Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011–2015 годыцелесообразно организовать конференции, круглые столы, тренинги, обучающие семинары по вопросам осознанного родительства, равного участия обоих родителей в воспитании детей, продолжить работу с учащимися по обучению навыкам ненасильственной коммуникации и бесконфликтного решения проблем.

При организации идеологической и воспитательной работы в учреждении образования в рамках реализации задач семейного воспитания и гендерного развития учащихся рекомендуется использовать методические и практические материалы по организации и проведению мероприятий, приуроченных к событиям общественно-политической жизни страны: Дню защитника Отечества (23 февраля), Международному женскому дню (8 марта), Дню семьи (15 мая), Международному дню защиты детей (1 июня), Дню молодежи (24 июня), Международному дню пожилых людей (1 октября), Дню матери (14 октября), реализовывать примерную программу факультативных занятий для учреждений ПТО и ССО «Формирование семейных ценностей с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа, принципов гендерного равенства» (размещена в разделе «Идеология и воспитание» республиканского портала «Профессиональное образование» www.ripo.unibel.by).

 

4.8. Повышение эффективности деятельности социально-педагогической и психологической службы

В 2015/2016 учебном году в каждом учреждении профессионального образования должно быть обеспечено четкое и скоординированное выполнение должностных и функциональных обязанностей специалистами социально-педагогической и психологической службы в соответствии с Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования.

Деятельность СППС учреждения образования должна быть нацелена на усиление практикоориентированной работы с конкретным учащимся, развитие личности, устойчивой к социальным невзгодам, стремящейся к самопознанию и профессионально-личностному росту.

В новом учебном году осуществление социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи в учреждениях профессионального образования следует направить на социальную адаптацию обучающихся, своевременное предупреждение возможных нарушений развития личности и межличностных отношений, оптимизацию образовательного процесса, развитие профессионально значимых качеств и социальных навыков будущих рабочих и специалистов.

Необходимо усилить работу с учащимися, состоящими на учете в ИДН, признанными находящимися в социально опасном положении, нуждающимися в государственной защите. Особое внимание необходимо уделять изучению личностных особенностей таких учащихся, причин постановки на учет, исследованию ближайшего окружения учащегося (семьи, микрогрупп, неформальных объединений), активно участвовать в разработке и анализе эффективной реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите. При этом следует обратить внимание на грамотное составление психологической и педагогической характеристик, разработку комплекса мер по предотвращению негативных процессов и развития позитивных тенденций становления личности учащегося, на обучение адекватным отношениям, решению деловых и межличностных конфликтов.

Приоритетным направлением в работе специалистов СППС учреждений профессионального образования должно стать оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи обучающимся, оказавшимся в трудных и кризисных ситуациях, создание условий для повышения уровня социально-психологической адаптации.

Особую значимость приобретает профилактическая работа с учащимися, употребляющими или склонными к употреблению психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. В целях своевременного выявления учащихся, предрасположенных к аддиктивному поведению, необходимо организовать в учреждениях профессионального образования психосоциальное анкетирование учащихся в соответствии с «Порядком проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов». Главная задача профилактики – формирование у учащихся типа поведения, отвергающего применение психоактивных веществ для изменения состояния сознания. Среди направлений психопрофилактической работы следует выделить основные: организация благоприятной социальной среды воспитания, информирование учащихся, активизация их личностных ресурсов, организация деятельности учащихся, альтернативной аддиктивному поведению.

В целях активизации работы по пропаганде ценностного отношения к жизни, профилактике суицидоопасного поведения учащихся, стабилизации ситуации и недопущению проявления самоубийств (суицидов) среди учащейся молодежи важно обеспечить проведение Месячника по профилактике суицидоопасного поведения (с 10 сентября по 10 октября) с привлечением всех участников образовательного процесса. Необходимо также активизировать сотрудничество с медицинскими специалистами (наркологи, психотерапевты, врачи-валеологи и др.), общественными и молодежными организациями, Белорусской Православной Церковью и т.д.

При планировании мероприятий по профилактике суицидоопасного поведения важно сделать акцент на создание благоприятного социально-психологического климата, укрепление психического и психологического здоровья учащихся, особое внимание уделить формированию конструктивных взаимоотношений учащегося с окружающими, развитию коммуникативных способностей, навыков взаимодействия, делового общения в учебных группах, трудовом коллективе, на производстве. При проведении разнообразных интерактивных мероприятий следует использовать тематику и содержание позитивной направленности: акции, флешмобы, выставки творческих работ, коллажи, конкурсы эссе, видеоролики на темы: «Радужное настроение», «Дерево жизни», «Мы голосуем за жизнь!», «Улыбка», «День без конфликтов», «Пожелание на день», «Запусти бумеранг добра» и т.д.

Информацию по данной тематике необходимо размещать на сайтах учреждений профессионального образования: памятки, брошюры, информационные листы на темы: «В согласии с собой», «Советы по выходу из стрессовых и конфликтных ситуаций», «Все болезни – от нервов», «Научитесь себя контролировать!», «Весенняя усталость» и т.д.

Специалистам СППС для гармонизации психологического климата в учреждениях профессионального образования и профилактики «эмоционального выгорания» педагогических работников рекомендуется проводить изучение стиля отношений «учащийся-педагог-руководитель», активно разрабатывать и внедрять в практику работы коррекционно-развивающие программы: «Адаптация учащихся», «Рефлексия – самопонимание, самооценка, саморазвитие», «Я учусь владеть собой», «Антистресс», «Позитив», «Общение без насилия», «Как снять напряжение», «Цель жизни» и т.д.

Актуальной проблемой современной молодежи стала игровая и компьютерная зависимость. В целях профилактики игровой и компьютерной зависимости у учащихся необходимо обеспечить проведение в учреждениях профессионального образования комплекса мероприятий, способствующих своевременному выявлению патологического влечения учащихся к азартным и компьютерным играм и формированию у них устойчиво-негативного отношения к данному виду зависимости. Деятельность специалистов СППС по осуществлению первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости у учащихся учреждений профессионального образования может включать:

- размещение на информационных стендах, сайтах учреждений профессионального образования сведений о негативных последствиях игровой и компьютерной зависимости;

- проведение диагностических исследований по выявлению наличия у учащихся признаков игровой и компьютерной зависимости;

- психологическое просвещение педагогов и родителей, ознакомление с признаками игровой и компьютерной зависимости, характерными особенностями психических состояний у детей, подверженных данному виду зависимости;

- использование коррекционно-развивающих программ, программ факультативных занятий, направленных на повышение стрессоустойчивости, развитие навыков конструктивного общения, безопасного поведения;

- целенаправленное сотрудничество с общественными организациями, заинтересованными в осуществлении мероприятий по профилактике компьютерной и игровой зависимости.

Особое внимание в учреждениях ПТО и ССО необходимо уделить сопровождению учащихся, имеющих особенности психофизического развития, включающее систематическое отслеживание динамики их психологического и физического состояния в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности учащегося и успешного профессионального обучения и социализации. Работа с этой категорией учащихся должна строиться при тесном сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса путем организации медико-психолого-педагогических консилиумов, круглых столов и др.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе социально-педагогического и психологического сопровождения соответствующих программ развития профессионально значимых качеств и социальных навыков будущих рабочих и специалистов (Профессионально-личностное развитие учащихся. Сборник коррекционных программ. РИПО, 2013г.).

В целях дальнейшего совершенствования работы с учащейся молодежью по противодействию торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждений профессионального образования необходимо активизировать проведение просветительской деятельности по предотвращению торговли людьми посредством организации лекториев, кинолекториев, семинаров, психологических тренингов с приглашением специалистов («Истории райской жизни…», «Кто виноват: обстоятельства или образ жизни?», «Торговля людьми – проблема современного общества» и др.). Необходимо проводить тематические консультации для учащихся, педагогов и родителей по разъяснению государственной политики в сфере противодействия торговле людьми, распространению проституции, детской порнографии, в том числе через Интернет, уголовной ответственности за нарушение законодательства.

Кроме того, специалистам СППС целесообразно активизировать деятельность по созданию и развитию единого информационного пространства социально-педагогического и психологического сопровождения учреждений ПТО и ССО. Обращаем внимание руководителей на необходимость обеспечения доступа к сети Интернет на рабочих местах педагога-психолога и педагога социального.

4.9. Организация идеологической и воспитательной работы в общежитии

Сегодня большое внимание уделяется воспитательной работе с учащейся молодежью, проживающей в общежитии. Имидж учреждения образования – это, в том числе, и условия, которые созданы для проживания. Порядок предоставления жилых помещений в общежитии осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013г. № 269 (в ред. постановлений Совмина от 24.07.2014 №725) «Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии и признания утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Общежитие – не только место проживания, но и особая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности.

Организация социально ориентированной жизнедеятельности учащихся, проживающих в общежитии, – основная задача, которая стоит перед педагогическим коллективом учреждения профессионального образования. Важным условием для решения данной задачи является создание воспитывающей среды, формирующей конструктивные ценности и приоритеты у молодежи.

В учреждениях профессионального образования необходимо уделить особое внимание совершенствованию материально-технической базы и созданию благоприятных условий для воспитательной работы и организации быта учащихся в общежитии, оборудованию помещений для организации занятости обучающихся во внеучебное время (кабинета общественных молодежных организаций, комнаты СППС, самоподготовки и др.).

Администрации учреждения образования следует обеспечить надлежащий контроль за содержанием наглядной агитации, стенной печати в общежитии, своевременным ее обновлением. Информационные стенды должны содержать информацию по правовому просвещению учащейся молодежи, здоровому образу жизни, противопожарной безопасности, организации спортивной и культурной жизни общежития, социально-педагогической и психологической поддержке учащихся, о деятельности первичной организации ОО «БРСМ», Совета общежития. Особо актуальны в 2015/2016 учебном году стенды «Уголок избирателя», «Год молодежи», графики приема и телефоны администрации распорядительных и исполнительных органов власти, депутатов местных советов власти. Необходимо обратить особе внимание на размещение в общежитиях уголка государственной символики Республики Беларусь, наличие графика приема участкового инспектора, Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 года № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», выписки из правил внутреннего трудового распорядка в общежитии, режима работы общежития и т.д. Информационные стенды, расположенные на этажах общежития должны содержать информацию о работе объединений по интересам, экраны санитарного состояния комнат, графики дежурств учащихся, списки проживающих на этаже, правила дежурного по этажу, информация по профилактике ВИЧ-инфекции, о правилах пожарной безопасности и др.

В новом учебном году необходимо усилить контроль за обеспечением безопасных условий проживания, за организацией пропускного режима в общежитиях.

Перед учреждениями профессионального образования, имеющими общежитие, стоит задача повышения профессионального мастерства воспитателя. Воспитатель должен иметь следующую отчетно-планирующую документацию:

• план воспитательной работы на учебный год (полугодие);

• план воспитательной работы на месяц;

• план индивидуальной работы с учащимися;

• учет индивидуальной работы с учащимися;

• журнал воспитателя (карта персонифицированного учета);

• отчет воспитательной работы за учебный год (полугодие).

Для организации системной воспитательной работы и осуществления контроля рекомендуется разработать циклограмму работы воспитателя. В целях совершенствования качества воспитательной работы воспитателю необходимо формировать банк современных воспитательных технологий, сценарных и методических разработок мероприятий, проводимых с учащимися в общежитии.

Социокультурная среда в общежитии создается воспитателями совместно с педагогами дополнительного образования, кураторами учебных групп, мастерами производственного обучения, специалистами СППС, учащимися. На базе общежития должна быть организована работа педагога социального, педагога-психолога согласно графику. В целях повышения эффективности воспитательно-профилактической работы специалистам СППС необходимо усилить индивидуальную работу с учащимися, состоящими на различных видах контроля, активнее вовлекать данную категорию учащихся в объединения по интересам, активизировать работу с родителями проживающих учащихся, склонных к противоправному поведению.

4.10. Организация профориентационной работы

Проблема организации профориентационной работы для учреждений ПТО и ССО является актуальной, так как это попытка напрямую повлиять на выбор учащегося и затем встретить у себя мотивированного абитуриента, что также является одним из факторов совершенствования системы образования в дальнейшем.

Профессиональная ориентация должна осуществляться в соответствии с Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи и стать важнейшим условием формирования современного имиджа профессии.

В новом учебном году неотъемлемым элементом деятельности учреждений ПТО и ССО должна стать работа по профессиональной ориентации молодежи, которая предполагает взаимодействие с базовыми предприятиями, организациями-заказчиками кадров, учреждениями образования и другими заинтересованными на основе системного планирования профпросвещения и профагитации среди детей и учащейся молодежи. Профориентационную работу с учащейся молодежью необходимо направить на повышение популярности и разъяснения социальной значимости рабочих профессий в обществе в целях формирования устойчивой профессиональной направленности, психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной деятельности каждой отдельной личности учащегося.

В целях повышения эффективности и результативности организации профориентационной работы следует проводить мероприятия, включающие современные информационно-коммуникационные средства (мультимедийные презентации, видеоролики, он-лайн конференции по профориентации), разрабатывать рекламные материалы по повышению престижности профессии (буклеты, плакаты, информационные листы, флаеры), организовывать выступления в средствах массовой информации, на родительских собраниях. Необходимо активнее использовать в практике работы учреждений ПТО и ССО материалы производственно-практического, научно-методического журнала «Профессиональное образование», в котором обсуждаются проблемы перспективного развития профессий и рынка труда, развития социального партнерства, профориентационной работы с молодежью.

При организации профориентационной работы учреждениями ПТО и ССО необходимо учитывать ряд требований:

- наличие графика посещения учреждений общего среднего образования, утвержденного городским (районным) отделом образования;

- использование современных форм и методов информирования учащихся учреждений общего среднего образования о профессиях;

- проведение дней открытых дверей с целью профориентации на рабочие профессии (не менее 4 раз в учебном году);

- организация профессиональных консультационных пунктов на базе учреждений профессионально-технического образования;

- организация тематических выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях;

- организация взаимодействия с организациями-заказчиками кадров для популяризации рабочих профессий;

- разработка рекламного продукта учреждений профессионально-технического и среднего специального образования (создание буклетов, плакатов, информационных листов, видеороликов);

- размещение на сайтах учреждений ПТО и ССО рубрики по профориентации («Абитуриенту»).

Важная задача учреждений профессионального образования – организация профориентационного пространства для будущих абитуриентов и их родителей с целью получения максимальной информационной поддержки по вопросам выбора сферы деятельности, будущей профессии (специальности), учебного заведения и места трудоустройства посредством презентации учреждений профессионального образования и проведения различных профориентационных мероприятий.

Сегодня учреждениям образования необходимо умение продвигать себя на рынке образовательных услуг, используя те возможности, которые позволяют сделать результат их деятельности более открытым для потребителя. Чёткое представление различных аспектов профессионального будущего, заложенных на этапе подготовки к профессии, позволит развивать ответственность человека за свой профессиональный путь, определить стратегию своего профессионального развития, мобилизовать личностный потенциал в целях перспективного профессионального становления.

4.11. Кадровое обеспечение

В учреждениях УПТО и УССО идеологическую и воспитательную работу организуют заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, начальник отдела по воспитательной работе с молодежью, куратор учебной группы, мастер производственного обучения, воспитатель, педагог-организатор, культорганизатор, педагог социальный, педагог-психолог, другие педагогические работники.

Определяющую роль в организации идеологической и воспитательной работы в УПТО и УССО занимает заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, который осуществляет планирование организационно-воспитательной работы на основе анализа уровня воспитанности обучающихся с учетом особенностей, традиций учреждения образования, социальной среды, возможностей педагогического коллектива, непосредственно координирует и направляет деятельность педагогических работников, оказывает им необходимую организационную и методическую помощь.

Куратор учебной группы, осуществляя организационно-воспитательную работу с учащимися и родителями, в новом учебном году должен руководствоваться Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования» от 29.11.2012 №11-01-07/П-755, функциональными обязанностями куратора учебной группы, утвержденными приказом руководителя учреждения образования. С целью повышения педагогического мастерства куратора учебной группы издан сборник методических материалов «Повышение педагогического мастерства куратора учебной группы» (РИПО, 2013), который может быть использован при подготовке к проведению мероприятий по основным направлениям идеологической и воспитательной работы.

При организации идеологической и воспитательной работы в общежитии в новом учебном году воспитателю учреждений ПТО и ССО рекомендуется активизировать деятельность по вовлечению учащихся в объединения по интересам, в том числе в выходные дни. Следует активно использовать интернет-ресурсы учреждения образования для освещения жизнедеятельности учащихся, проживающих в общежитии. Руководителям УПТО и УССО необходимо усилить контроль за соблюдением порядка предоставления жилых помещений в общежитии, продолжить работу по оборудованию в общежитиях помещений, необходимых для организации и проведения воспитательных мероприятий и самоподготовки учащихся в соответствии с вновь принятым Положением об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии (утв. Постановлением Совмина Республики Беларусь 5.04.2013 г. № 269).

В воспитательной системе УПТО и УССО значимое место занимает педагог дополнительного образования, который в соответствии с Кодексом об образовании участвует в реализации программ воспитания, реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, направленную на развитие личности обучающегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. В своей деятельности педагог дополнительного образования комплектует состав объединения по интересам, принимает меры по его сохранению в течение срока реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Специалисты СППС в новом учебном году осуществляют свою деятельность по социально-педагогической поддержке и психологической помощи субъектов образовательного процесса в соответствии с Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования и функциональными обязанностями, утвержденными приказом руководителя учреждения образования.

Педагог-психолог осуществляет педагогическую деятельность, направленную на социальную адаптацию обучающихся, оказание им психологической помощи и оптимизацию образовательного процесса в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» и иными актами законодательства Республики Беларусь. Особое внимание в новом учебном году необходимо уделить своевременному выявлению, организации просвещения и профилактики различного рода зависимостей у учащихся. При проведении коррекционно-развивающих мероприятий может быть использован сборник коррекционных программ «Профессионально-личностное развитие учащихся» (РИПО, 2013).

Педагог социальный осуществляет педагогическую деятельность по защите прав и законных интересов обучающихся, их воспитанию и развитию в сфере ближайшего окружения: учреждении образования, семье, по месту жительства, молодежных объединениях. Обеспечивает социально-педагогическую поддержку семье, выступает их представителем в учреждении образования, различных инстанциях. В новом учебном году особое внимание необходимо уделить организации работы по предупреждению зависимого, противоправного поведения учащихся, профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, реализации положений Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Информация по научно-методическому обеспечению идеологической и воспитательной работы и актуальным проблемам социализации личности для различных специалистов расположена на Республиканском портале «Профессиональное образование»: раздел «Идеология и воспитание», электронный журнал «Воспитание. Личность. Профессия.» (www.ripo.unibel.by).

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В новом учебном году педагогическим коллективам учреждений ПТО и ССО рекомендуется обратить внимание на разработку модели личности будущего специалиста в контексте воспитательной работы, которая может быть представлена в виде системы требований к его личностным и гражданским качествам. Важное место среди них занимают общая и профессиональная культура, культура быта, культура общения, гражданские права и обязанности, уважение и достоинство, нравственные качества гражданина, патриота, семьянина; чувство социальной ответственности; способность к жизненному самоопределению и самореализации.

Руководителям учреждений ПТО и ССО следует уделить внимание своевременному повышению квалификации педагогических кадров по вопросам совершенствования воспитательной работы, эффективной организации деятельности СППС, работы в общежитии, развития информационного пространства учреждения образования.

Рекомендуемая литература:

1. Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования : метод. рекомендации / О.С. Попова [и др.]; под ред. О.С. Поповой, Т.А. Сезень. – Минск : РИПО, 2011. – 159 с.

2. Интерактивные методы и формы социально-педагогической работы с учащимися / И.В. Багнюк, А.П. Безрукова. – 2-е изд. стер. – 2012. – 60 с.

3. Информационные технологии в воспитательном процессе: пособие/Т.А.Сезень. – Минск: РИПО, 2012. – 119 с.

4. Планирование и организация изучения качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования: метод. рекомендации / авт.-сост. : Т.А. Сезень [и др.] ; под ред. О.С. Поповой, С.Р. Бутрим. – Минск : РИПО, 2011. – 257 с.

5. Повышение педагогического мастерства куратора учебной группы: сб. метод. материалов / Ю.В.Емельяненко [и др.]; под ред. О.С. Поповой, Ю.В. Емельяненко. - Минск: РИПО, 2013. – 123 с.

6. Профессионально-личностное развитие учащихся. Сборник коррекционных программ / С.Р. Бутрим [и др.]; под ред. О.С. Поповой. – Минск: РИПО, 2013. – 263 с.

7. Психологическая реабилитация лиц, подвергшихся влиянию деструктивных религиозных организаций / И.М. Павлова, Т.Н. Карпович. – 2012.

8. Система психологического сопровождения и упреждающей адаптации учащихся учебных заведений профессионально-технического образования: Метод. рекомендации – 2-/ О.С Попова [и др.]; под ред. Т.А. Сезень. – Мн.: РИПО, 2008. – 47 с.

9. Формирование активной гражданской позиции учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования сб. метод. материалов / сост. : Л.И.

Змитрачкова, Г.П. Юрьян ; под ред. О.С. Поповой, Ю.В. Емельяненко. - Минск: РИПО, 2015. –235с.