Положение о методической работе

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ"

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 

 

г.Гомель

 

 

О методической работе

 

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Методическая работа в учреждении образования «Гомельский государственный художественный колледж» (далее – колледж) является составной частью учебно-воспитательного процесса и одним из основных видов деятельности руководителей и преподавательского состава.

1.2. Методическая работа направлена на решение задач по повышению качества подготовки выпускников на основе комплексного подхода к совершенствованию преподавания, содержания, организации и методов обучения.

1.3. Положение определяет цели, задачи, организацию и осуществление методической работы в колледже.

1.4. В настоящем Положении под методической работой понимается система взаимосвязанных мер, осуществляемых с целью развития творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства, роста уровня образованности, развитости и воспитанности учащихся, а также формирования профессионально развитой личности выпускника новой формации, конкурентоспособного, мобильного и востребованного на рынке труда.

1.5. Организация методической работы должна базироваться на позициях:

1.5.1. системного подхода – все звенья педагогической системы колледжа должны максимально стимулировать все направления методической работы в их единстве;

1.5.2. рефлексивно-деятельностного подхода – включение педагога в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности, осмысление и оценка ее эффективности для профессионального становления личности учащегося;

1.5.3. индивидуально-творческого подхода – выявление и формирование у педагога творческой индивидуальности, развитие у него инновационного сознания, неповторимой технологии деятельности;

1.5.4. актуальности практической целесообразности;

1.5.5. планомерности и результативности.

1.6. Общее руководство методической работой в колледже осуществляет директор. Непосредственными организаторами методической работы в педагогическом коллективе являются председатели предметных (цикловых) комиссий, деятельность которых определяется Положением о предметной (цикловой) комиссии и координируется методистом. Методическую работу с кураторами организует заместитель директора по воспитательной работе.

1.7. Участие в методической работе всех педагогических работников колледжа является обязательным и входит в их служебные обязанности.

 

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

         2.1. Целью методической работы является повышение эффективности образовательного процесса через повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников, освоения ими новых педагогических технологий.

         2.2. Задачами методической работы являются:

         2.2.1. разработка методического сопровождения процесса подготовки выпускников и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплексов в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов;

         2.2.2. активизация инновационной деятельности педагогических работников по обновлению содержания обучения;

         2.2.3. повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей;

         2.2.4. стимулирование творческого самовыражения, раскрытие профессионального и творческого потенциала педагогов;

         2.2.5. методическое сопровождение участия преподавателей и учащихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах и т.п.

         2.3. Содержание методической работы направлено на реализацию программы развития колледжа и включает в себя:

         2.3.1. программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

         2.3.2. разработку учебно-методических комплексов;

         2.3.3. прогнозирование образовательного и воспитательного процессов;

         2.3.4. осуществление мониторинга качества образования для объективного анализа, планирования, коррекции содержания и результатов образовательного процесса;

         2.3.5. разработку и организацию внедрения комплексной системы управления учебно-воспитательным процессом;

         2.3.6. создание единого информационного пространства (методической базы) и издательской деятельности;

         2.3.7. развитие взаимодействия с учреждениями среднего специального образования в решении актуальных учебно-методических проблем;

         2.3.8. развитие социального сотрудничества и взаимодействия с организациями – заказчиками кадров.

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ВИДЫ И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

         3.1. Для организации эффективного методического сопровождения процесса подготовки выпускников в качестве ведущих направлений методической работы определены:

         3.1.1. научное:

         3.1.1.1. формирование научного стиля мышления, исследовательских умений и навыков;

         3.1.1.2. участие в разработке и апробировании инновационных образовательных технологий;

3.1.2. дидактическое:

3.1.2.1. повышение профессионально-педагогического  мастерства и деловой репутации в области преподаваемой дисциплины;

3.1.2.2. овладение современными формами, методами, приемами и средствами обучения и образовательными технологиями;

3.1.2.3. развитие умений управлять (планирование, организация, руководство, контроль, мотивирование аудиторной и самостоятельной учебной работы учащихся);

3.1.2.4. внедрение эффективных форм и средств контроля и анализа результатов образовательной деятельности;

3.1.3. воспитательное:

3.1.3.1. совершенствование психолого-педагогической культуры руководителей и преподавателей;

3.1.3.2. повышение профессиональной квалификации в области технологии педагогического воздействия на личность учащегося;

3.1.3.3. изучение и творческое применение принципов педагогики сотрудничества;

3.1.4. информационно-техническое:

3.1.4.1. повышение квалификации в области изучения и применения новых видов оборудования, технических средств обучения;

3.1.4.2. использование в учебном процессе современных источников научной информации, в том числе компьютерных обучающих и контролирующих программ, мультимедиа и др.

3.2. Виды и основное содержание методической работы:

3.2.1. научно-методическая работа:

3.2.1.1. разработка научных тем, новых образовательных методик, осуществление деятельности инновационного характера, участие в научно-экспериментальной работе;

3.2.1.2. подготовка к изданию учебно-методических комплексов, учебных пособий, авторских учебных программ;

3.2.1.3. организация художественного творчества учащихся;

3.2.2. учебно-методическая работа:

3.2.2.1. составление календарно-тематических планов;

3.2.2.2. составление методических указаний, рекомендаций по видам образовательной деятельности учащихся;

3.2.2.3. составление конспектов лекций, отражающих использование методов активного обучения, современных образовательных технологий в области преподаваемой дисциплины;

3.2.2.4. разработка проблемных заданий для самостоятельной работы учащихся, тестового и иных видов контроля знаний учащихся;

3.2.2.5. разработка рекомендаций по проведению лабораторных работ, практических занятий;

3.2.2.6. разработка рекомендаций по организации выполнения и защиты курсовых и дипломных работ;

3.2.2.7. участие в разработке программы итоговой аттестации выпускников;

3.2.2.8. стажировки и курсы повышения квалификации;

3.2.2.9. взаимопосещение занятий;

3.2.2.10. организация и руководство самостоятельной работой учащихся;

3.2.3. разработка и изготовление наглядных пособий и технических средств обучения:

3.2.2.1. разработка электронных иллюстрационных материалов;

3.2.2.2. составление сценариев и съемка учебных видеофильмов;

3.2.2.3. изготовление изобразительных (образных, условно-схематических) и натуральных видов наглядных пособий;

3.2.2.4. составление эталонов (образцов) выполнения учащимися заданий по видам образовательной деятельности (расчетно-графические работы, отчеты по практикам, рефераты и др.);

3.2.4. организационно-методическая работа:

3.2.4.1. участие в работе профессиональных объединений (педагогический совет, предметные (цикловые) комиссии, областные, республиканские методические объединения и др.);

3.2.4.2. выступления с докладом, сообщением на педагогических советах, семинарах и др.;

3.2.4.4. участие в профессиональных смотрах, конкурсах;

3.2.4.5. проведение открытых учебных занятий проблемно-ориентированного характера, имеющих целью представление накопленного педагогического опыта;

3.2.4.6. подготовка учащихся к участию в смотрах, конкурсах, соревнованиях по образовательным программам или видам учебной деятельности;

3.2.4.7. руководство предметной (цикловой) комиссией;

3.2.4.8. сотрудничество с профильными кафедрами ВУЗов, предприятиями и организациями, участвующими в образовательном процессе колледжа;

3.2.4.9. заведование учебным объектом (определяется приказом директора колледжа и осуществляется на основании действующего положения об учебных объектах).

3.4. Основными формами методической работы в колледже являются:

3.4.1. заседания по рассмотрению вопросов методики обучения и воспитания (педагогического совета, предметных (цикловых) комиссий);

3.4.2. научно-методические конференции, семинары и методические совещания;

3.4.3. показательные и открытые занятия, лекции, доклады, сообщения по вопросам методики обучения и воспитания;

3.4.4. разработка и совершенствование учебно-методических материалов и документов, совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса;

3.4.5. поиск путей интенсификации учебного процесса и организация обмена опытом методической работы;

3.4.6. подготовка к проведению всех видов учебных занятий;

3.4.7. проведение контроля учебных занятий.

Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов учебно-воспитательной работы, в том числе методики проведения производственной практики, обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин.

Инструктивно-методические совещания проводятся директором, заместителями директора колледжа по мере необходимости для оперативного обсуждения отдельных методических вопросов, постановки конкретных учебно-воспитательных и производственных задач, текущего инструктирования педагогических работников.

Школы передового опыта, проблемные семинары, лектории, семинары-практикумы организуются в целях изучения конкретного передового педагогического опыта, формы работы выбираются директором колледжа в зависимости от состава слушателей.

Научно-методические конференции и семинары проводятся председателями предметных (цикловых) комиссий, преподавателями колледжа. На конференциях и семинарах рассматриваются результаты научных исследований по проблемам среднего специального образования, пути дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, вопросы научной организации труда преподавательского состава, внедрения новых методов и средств обучения. По наиболее важным методическим вопросам, подведению итогов работы педагогического коллектива над единой темой проводится ежегодная научно-методическая конференция.

Педагогические чтения проводятся в целях выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передового опыта учебно-воспитательной работы, совершенствования методического мастерства, развития творческой инициативы преподавателей.

Показательные занятия проводятся лучшими преподавателями с целью демонстрации методики проведения занятия, эффективных методов использования средств ТСО и других элементов учебно-материальной базы.

Открытые занятия проводятся в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям в организации занятий и методике их проведения, а также в целях контроля учебных занятий.

Контроль учебных занятий проводится директором, заместителем директора по учебной работе в целях определения методического уровня проводимого занятия, степени достижения учебных и воспитательных целей, уровня подготовки преподавателя, проводящего занятие.

 

4. ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

         4.1. По отношению к системе повышения квалификации педагогических работников:

         4.1.1. осмысление официального заказа государства, конкретных программно-методических требований, нормативных документов в сфере образования, их своевременное доведение до каждого педагога;

         4.1.2. внедрение достижений передового педагогического опыта;

         4.1.3. распространение за рамки колледжа передового опыта работы его педагогов.

         4.2. По отношению к педагогическому коллективу:

         4.2.1. сплочение педагогического коллектива;

         4.2.2. выработка единого педагогического кредо, ценностей, традиций, ритуалов;

         4.2.3. анализ образовательного процесса в колледже и его результатов на уровне знаний, умений, навыков, воспитанности;

         4.2.4. предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической работе;

         4.2.5. стимулирование педагогического творчества.

         4.3. По отношению к педагогу:

         4.3.1. обогащение знаний (предметных, частно-методических, психолого-педагогических);

         4.3.2. развитие профессионально-ценностных ориентаций, убеждений, соответствующих современным задачам образования;

         4.3.3. развитие мотивов творческой деятельности;

         4.3.4. формирование современного педагогического мышления (системность, конкретность, гибкость, чувство меры и др.);

         4.3.5. развитие педагогического мастерства;

         4.3.6. развитие саморегуляции профессиональной деятельности, рефлексии;

         4.3.7. формирование готовности к профессиональному самообразованию и самосовершенствовании.

5. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ПРЕДМЕТНЫХ (ЦИКЛОВЫХ) КОМИССИЯХ

 

         5.1. Для непосредственной организации и руководства методической работой в колледже созданы предметные (цикловые) комиссии.

         5.2. Перечень комиссий и их персональный состав определяется педагогическим советом и утверждается приказом директора.

         5.3. Основное содержание методической работы в предметных (цикловых) комиссиях определяется действующим положением о предметных (цикловых) комиссиях.

         5.4. На заседаниях предметных (цикловых) комиссий рассматриваются следующие вопросы:

         5.4.1. обсуждение учебных планов, программ (тематических планов), программ итоговой аттестации, учебно-методической литературы;

         5.4.2. определение последовательности изучения дисциплин, видов занятий;

         5.4.3. координация деятельности по совершенствованию учебно-методической работы и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса;

         5.4.4. профориентационная работа;

         5.4.5. итоги государственных экзаменов и защиты дипломных работ, успеваемость учащихся по результатам экзаменационных сессий;

         5.4.6. совершенствование активных методов обучения и познавательной деятельности учащихся;

         5.4.7. обучение по индивидуальным программам и совершенствование самостоятельной работы учащихся;

         5.4.8. создание системы активного контроля на всех этапах подготовки специалистов;

         5.4.9. оптимизация труда преподавательского состава и учебная нагрузка на учебный год;

         5.4.10. оказание помощи в становлении молодых преподавателей;

         5.4.11. анкетирование учащихся по организации и обеспечению учебного процесса, оценке профессионализма и авторитета преподавателей;

         5.4.12. совершенствование учебно-воспитательного процесса, организация и проведение всех видов практик;

         5.4.13. организация и проведение занятий: показательных, открытых;

         5.4.14. тематика и критерии выполнения курсовых и дипломных работ, подготовка (допуск) учащихся к защите дипломных работ;

         5.4.15. подбор и подготовка руководителей и рецензентов;

         5.4.16. осуществление контроля своевременной подготовки и издания учебно-методических материалов;

         5.4.17. организация и проведение выставок учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, смотров-конкурсов на лучшую методическую разработку.

         5.5. Решения предметной (цикловой) комиссии являются обязательными для исполнения участниками образовательного процесса.

         5.6. При обсуждении вопросов, представляющих общий интерес, проводятся совместные заседания предметных (цикловых) комиссий. Для участия в работе комиссий могут привлекаться специалисты базовых предприятий, высших и средних специальных учебных заведений и средних школ.

         5.7. Итоги работы предметной (цикловой) комиссии обсуждаются на заседании педагогического совета колледжа.

 

 

6. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

         6.1. Основными формами индивидуальной методической работы в колледже являются методическая работа руководителей колледжа с преподавателями и самостоятельная методическая работа педагогических кадров.

         6.2. Работа директора и его заместителей, методиста, председателей предметных (цикловых) комиссий с преподавателями колледжа осуществляется по мере необходимости и включает:

         6.2.1. изучение системы работы преподавателей и оказание им методической помощи в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;

         6.2.2. выявление и обобщение положительного опыта лучших педагогов и его распространение в колледже;

         6.2.3. участие в проведении лекций, докладов, бесед и консультаций с целью повышения квалификации педагогических работников, оказание им помощи в составлении планов самостоятельной методической работы, в самообразовании, подготовке к докладам, выступлениям на педагогических чтениях, конференциях и т.п.

         6.3. Самостоятельная методическая работа является обязательной для всех руководителей и преподавателей колледжа и включает:

         6.3.1. самообразование по расширению и углублению педагогических знаний и повышению квалификации;

         6.3.2. изучение содержания учебных планов и программ по предмету, специальности и установление межпредметных связей;

         6.3.3. разработку учебно-программной документации и планов уроков;

         6.3.4. работу над ежегодной методической темой;

         6.3.5. планирование и подготовку к проведению внеурочной воспитательной работы;

         6.3.6. изучение и творческое использование на уроках современных (инновационных) образовательных технологий;

         6.3.7. работу по улучшению оснащенности и оформления учебного объекта.

 

 

7. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОТЧЕТНОСТЬ

 

         7.1. Коллективная методическая работа в колледже планируется на учебный год в форме самостоятельного раздела в общем плане работы колледжа.

         7.2. Планирование методической работы основано на соблюдении следующих принципов:

         7.2.1. актуальность – учет важных проблем процесса подготовки выпускников;

         7.2.2. целесообразность – педагогическая обоснованность всех запланированных мероприятий;

         7.2.3. конкретность – перечень практических мероприятий, за которые несут ответственность конкретные лица в строго определенные сроки;

         7.2.4. реальность – правильный выбор и реализуемость намеченных мероприятий.

         7.3. В номенклатуру дел по методической работе входят:

         7.3.1. нормативно-правовые и инструктивно-методические документы (положения, распоряжения, приказы, инструктивные письма по методической работе);

         7.3.2. документы по аттестации педагогических работников;

         7.3.3. материалы по профессиональным конкурсам;

         7.3.4. материалы по обобщению и распространению передового педагогического опыта.

         7.4. Эффективность методической работы колледжа определяется уровнем профессионализма педагогических работников, уровнем научно-методического обеспечения образовательного процесса, качеством профессионального образования обучающихся.

 

 

 

                                                                                                                                                                                            УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                                                                            Приказ директора

                                                                                                                                                                                            от 31.08.2017 года № 1-3-96